Родительский университет

Положение о Родительском университете

Приложение 1

к приказу директора государственного

учреждения образования

«Базовая школа №11 г. Полоцка»

от 06.02.2024 №57

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском университете

государственного учреждения «Базовая школа №11 г. Полоцка»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру Родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Работу родительского университета организует заместитель директора по основной деятельности, классные руководители, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

  1. Цели, задачи и направления деятельности Родительского университета, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью работы Родительского университета является создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-  расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-  взаимодействие с другими родительскими университетами. 

2.4. Две ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях). 

  1. Условия, порядок работы и управление Родительским университетом

3.1. Координирует деятельность родительского университета педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по основной деятельности;

3.2. Кеализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

3.3. за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

3.4. Занятия проводятся один раз в четверть;

3.5. Проект «Родительский университет» может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

3.6. На школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

3.7. Классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет - сайте школы в подразделе «Родительский университет»; 

3.8. Проект «Родительский университет» реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.9. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и календарным планом работы «Родительского университета».

3.10. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

 

  1. Документация

- приказ учреждения образования «Об организации работы Родительского университета»;

-   Положение о родительском университете;

-   Календарный план работы на учебный год (полугодие);

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте). 

 

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

свернуть

План Родительского университета на II полугодие 2023/2024 учебного года

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 

на II полугодие 2023/2024 учебного года

ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведения

Ответственные

1

1 класс

 

 

 

 

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. 

Ценности, традиции и обычаи

13.01

круглый стол/

дискуссия/ форум 

классный руководитель

 

семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

 

 

 

 

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоциональночувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций

ребенка

13.04

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагогпсихолог

2

2 класс

 

 

 

 

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное       благополучие            и семейное             неблагополучие. Факторы, причины             и индикаторы            семейного неблагополучия.       Семьи             со скрытой             формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

17.02

лекция/

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог-психолог, педагог социальный

 

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

 

11.05

круглый стол/

форум/ дискуссия/ мастер-

класс

 

 

 

классный руководитель

3

3 класс

 

 

 

 

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

  Формирование           умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

13.01 

беседа/

дискуссия/ практикум

педагог

социальный, медицинский работник

 

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения.

Семья               как                система

межличностных

взаимодействий. Общение как процесс             взаимовлияния. Особенности             семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

13.04

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог-

психолог, педагог социальный

4

4 класс

 

 

 

 

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.  Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

17.02

конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/

семинарпрактикум

педагог-

психолог,

классный руководитель

 

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире 

11.05

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель

                         

 

  • ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведения

Ответст-

венные

 

1

5 класс

 

 

 

 

 

Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового

возраста

17.02

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-

психолог,

педагог

социальный, 

медицинский работник

 

 

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского

авторитета

11.05

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный

руководитель, педагог социальный

 

6 класс

 

 

 

 

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные       правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

16.03

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум

/ мастер класс

педагог-

психолог,

классный руководитель

 

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

11.05

конференция/

семинар-практикум

/ вебинар

педагог

социальный

медицинский работник

 

3

7 класс

 

 

 

 

 

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь        семьи       с        ребенком-

подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. 

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

17.02

конференция/ дискуссия/ форум/

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог

социальный,

педагог-психолог

 

 

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на

успех

13.04

беседа/

семинар-практикум

/психологи ческий тренинг

классный

руководитель, педагогпсихолог

 

4

8 класс

 

 

 

 

 

Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди

несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

16.03

беседа/

семинар-практикум

/ вебинар

педагог-

психолог, педагог социальный

 

 

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детскородительских конфликтов. 

Школьные                         конфликты.

Культура поведения взрослых и детей при возникновении

школьных конфликтов

11.05

круглый стол/

конференция/

семинар-практикум/

/психологи ческий тренинг

педагог-

психолог,

социальный педагог,

классный руководитель

 

5

9 класс

 

 

 

 

 

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика

вредных привычек 

17.02

лекция/ беседа/

семинар-практикум

педагог-

психолог,

классный

руководитель, педагог социальный

 

 

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся.

Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

13.04

конференция/

форум/

семинар-

практикум

/ вебинар

педагогпсихолог,

социальный педагог,

классный руководитель 

 

свернуть
26 ноября, суббота

ЗАНЯТИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ТЕМУ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

подробнее...
17 ноября, пятница

24.11.2023

подробнее...
10 ноября, пятница

17.11.2023

подробнее...
1 ноября, среда

Занятие с элементами тренинга "Среда как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи

подробнее...