Родительский университет

Положение о Родительском университете

Приложение 1

к приказу директора государственного

учреждения образования

«Базовая школа №11 г. Полоцка»

от 06.02.2024 №57

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском университете

государственного учреждения «Базовая школа №11 г. Полоцка»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру Родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Работу родительского университета организует заместитель директора по основной деятельности, классные руководители, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

  1. Цели, задачи и направления деятельности Родительского университета, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью работы Родительского университета является создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-  расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-  взаимодействие с другими родительскими университетами. 

2.4. Две ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях). 

  1. Условия, порядок работы и управление Родительским университетом

3.1. Координирует деятельность родительского университета педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по основной деятельности;

3.2. Кеализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

3.3. за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

3.4. Занятия проводятся один раз в четверть;

3.5. Проект «Родительский университет» может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

3.6. На школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

3.7. Классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет - сайте школы в подразделе «Родительский университет»; 

3.8. Проект «Родительский университет» реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.9. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и календарным планом работы «Родительского университета».

3.10. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

 

  1. Документация

- приказ учреждения образования «Об организации работы Родительского университета»;

-   Положение о родительском университете;

-   Календарный план работы на учебный год (полугодие);

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте). 

 

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

свернуть

План Родительского университета на II полугодие 2023/2024 учебного года

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 

на II полугодие 2023/2024 учебного года

ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведения

Ответственные

1

1 класс

 

 

 

 

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. 

Ценности, традиции и обычаи

13.01

круглый стол/

дискуссия/ форум 

классный руководитель

 

семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

 

 

 

 

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоциональночувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций

ребенка

13.04

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагогпсихолог

2

2 класс

 

 

 

 

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное       благополучие            и семейное             неблагополучие. Факторы, причины             и индикаторы            семейного неблагополучия.       Семьи             со скрытой             формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

17.02

лекция/

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог-психолог, педагог социальный

 

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

 

11.05

круглый стол/

форум/ дискуссия/ мастер-

класс

 

 

 

классный руководитель

3

3 класс

 

 

 

 

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

  Формирование           умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

13.01 

беседа/

дискуссия/ практикум

педагог

социальный, медицинский работник

 

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения.

Семья               как                система

межличностных

взаимодействий. Общение как процесс             взаимовлияния. Особенности             семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

13.04

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог-

психолог, педагог социальный

4

4 класс

 

 

 

 

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.  Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

17.02

конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/

семинарпрактикум

педагог-

психолог,

классный руководитель

 

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире 

11.05

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель

                         

 

  • ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведения

Ответст-

венные

 

1

5 класс

 

 

 

 

 

Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового

возраста

17.02

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-

психолог,

педагог

социальный, 

медицинский работник

 

 

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского

авторитета

11.05

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный

руководитель, педагог социальный

 

6 класс

 

 

 

 

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные       правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

16.03

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум

/ мастер класс

педагог-

психолог,

классный руководитель

 

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

11.05

конференция/

семинар-практикум

/ вебинар

педагог

социальный

медицинский работник

 

3

7 класс

 

 

 

 

 

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь        семьи       с        ребенком-

подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. 

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

17.02

конференция/ дискуссия/ форум/

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог

социальный,

педагог-психолог

 

 

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на

успех

13.04

беседа/

семинар-практикум

/психологи ческий тренинг

классный

руководитель, педагогпсихолог

 

4

8 класс

 

 

 

 

 

Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди

несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

16.03

беседа/

семинар-практикум

/ вебинар

педагог-

психолог, педагог социальный

 

 

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детскородительских конфликтов. 

Школьные                         конфликты.

Культура поведения взрослых и детей при возникновении

школьных конфликтов

11.05

круглый стол/

конференция/

семинар-практикум/

/психологи ческий тренинг

педагог-

психолог,

социальный педагог,

классный руководитель

 

5

9 класс

 

 

 

 

 

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика

вредных привычек 

17.02

лекция/ беседа/

семинар-практикум

педагог-

психолог,

классный

руководитель, педагог социальный

 

 

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся.

Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

13.04

конференция/

форум/

семинар-

практикум

/ вебинар

педагогпсихолог,

социальный педагог,

классный руководитель 

 

свернуть
26 ноября, суббота

ЗАНЯТИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ТЕМУ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

подробнее...
22 февраля, четверг

Родительский университет 22.02.2024. профилактика суицидального поведения подростков

подробнее...