Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку. 
Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в общении со сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны.
Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию. Если вы знаете или подозреваете, о жестоком обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.

Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий. Оно может включать в себя физическое, эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать или не делать того, в чем нуждается ребенок.

Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.
Эмоциональное насилие проявляется в совершении взрослыми таких поступков, которые заставляют ребенка чувствовать себя ненужным, нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от криков и угроз до игнорирования ребенка и лишения его любви и заботы. Подобные действия не оставляют следов на теле ребенка, но могут быть не менее опасными для состояния ребенка.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Сексуальное насилие представляет собой любой сексуальный контакт между взрослым и ребенком или между детьми старшего и младшего возраста. Показ ребенку порнографии также является одним из видов сексуального насилия.
Пренебрежением – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Проблема детской безнадзорности стоит так же остро как насилие и является даже более распространенным явлением.

. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Что делать, если вы подозреваете, что ребенок подвергается насилию или им пренебрегают?

Позвоните в полицию или местную Службу защиты детей. Вы можете не сообщать свое имя. Если ребенок находится в непосредственной опасности или был тяжело ранен, не ждите. Немедленно вызовите скорую помощь, полицию или другие службы спасения.
Если вы являетесь ребенком или подростком, который в настоящее время подвергается насилию, не скрывайте этого. Вы можете рассказать об этом человеку, которому доверяете (учителю, врачу, друзьям), позвонить по телефону доверия или обратиться в полицию, социальные службы.

Что делать, если вы боитесь, кто-то может нанести вред вашему ребенку?

Если вы думаете, что ваш ребенок находится в опасности, звоните 02, поместите ребенка в безопасное место и оставайтесь радом с ним. Чтобы получить помощь  в вашем районе, позвоните в социальную службу по месту жительства, доверенные работника здравоохранения, организации по работе с детьми или в полицию.

Если вас беспокоит поведение постороннего человека, вы заметили, что за вашим ребенком кто-то наблюдает или следит, постарайтесь поговорить с ним и выяснить, с чем связано его поведение. Если ситуация становится более серьезной продумайте план действий и в следующий раз действуйте в соответствии с ним.

Как можно предотвратить насилие над детьми и пренебрежение?

Чтобы защитить своего ребенка от жестокого обращения: Прислушивайтесь к своему ребенку.

Пусть ребенок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем угодно.
Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и членами их семей.
Проверьте всех взрослых, которые общаются с вашим ребенком: воспитателей в детском саду, учителей, нянь.
Научите ребенка правильно называть интимные части тела, объясните разницу между «хорошим» и «плохим» контактом.
Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь или устали. Изучите методы борьбы со стрессом.
Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи детям.
Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону доверия, если вы подвергаетесь насилию.

Чтобы помочь детям в вашем районе:

Научитесь распознавать признаки насилия и пренебрежения. Например, ребенок может отставать в развитии, плохо расти, быть грязным, неопрятным или нездоровым, может проявлять агрессию, быть подавленным, тревожным.
Узнайте имена ваших соседей и их детей.
Предложите свою помощь молодым родителям.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют, насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

·     физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

·     когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

·     жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие! Ребенок, выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами

4 заповеди мудрого родителя:

1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2.  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3.  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

4.  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало. Если вы видите, жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.

 

«Права, обязанности и ответственность родителей в отношении безопасности ребёнка на улице»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей.

Задачи: 1. Информирование родителей об особенностях ведения беседы с подростками на тему безопасности; 2. Пополнение знаний родителей о возможных опасностях для подростка 3. Укрепление у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка;

Содержание лекции:

Вступительное слово педагога.

Мы живём в неспокойном, многообразном мире. Много в нашей жизни прекрасного, много добрых людей встречается нам на пути, готовых помочь в сложной ситуации. Но, к сожалению, бывает и наоборот, иногда люди приносят нам неприятности и беды. Дети, по причине своей неопытности и наивности, нередко попадают в опасные ситуации, и родительский долг – защитить, предостеречь детей, обучить правильному поведению, и создать условия для того, чтобы дети в случае чего, обращались за помощью к родителям.

                Родителям следует вести с детьми беседы на тему того, как предотвратить опасные ситуации. О чём, на ваш взгляд здесь нужно сказать ребёнку в первую очередь? (Ответы родителей)

Правила безопасности:

Дети не должны находиться на улице без сопровождения взрослых с 23.00 (с 22.00 – зимой) до 6.00 часов (комендантский час).

Избегать безлюдных мест, заброшенных домов, подвалов, чердаков и т.д.

Не принимать подарки от незнакомых людей, не садиться к незнакомым и малознакомым людям в машину, не входить в лифт с незнакомыми людьми, не открывать посторонним дверь в квартиру.

Соблюдать правила пешеходного и дорожного движения.

Знать, куда можно обратиться за помощью, как с мобильного телефона позвонить в скорую, милицию, пожарную.

В случае опасности не стесняться кричать, звать на помощь, вырываться, убегать.

Родители также должны соблюдать некоторые правила, чтобы обеспечить безопасность своим детям. Что должны знать и делать родители? (Ответы родителей)

Знать ежедневный график ребёнка (часы учёбы, спортивных занятий, клубных встреч и т.д.).

Знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность посещение ребёнком сайтов, угрожающих психическому здоровью ребёнка.

Соблюдать правила дорожного движения, соблюдать законы, правила, принятые в обществе.

Беседовать с ребёнком на тему безопасности на улице, создавать атмосферу доверия в семье для того, чтобы ребёнок не стеснялся обращаться за помощью к родителям.

Договоритесь с ребёнком о том, чтобы он всегда предупреждал вас, куда и с кем идёт и сообщал вам, где и с кем находится. Подростки ревностно относятся к своей свободе и не любят чувствовать над собой контроль, поэтому делать это нужно очень осторожно, тактично, объясняя, что вы вовсе не хотите ограничить его свободу, а просто волнуетесь за него. Избегайте мелочной опеки, контролируйте ребёнка только по тем вопросам, где это действительно необходимо.

Лучше, если ребёнок сам будет звонить вам (когда ему удобно), чтобы сообщить, где он находится. Сверстники станут поддевать, дразнить того, кому постоянно звонит мама. И такой ребёнок вскоре закроется от родителей, будет копить обиды на них. Сами также предупреждайте ребёнка о том, куда идёте, на сколько задерживаетесь – сделайте это полезной традицией семьи – держать друг друга в курсе своих планов. Оставляйте друг другу различные записки, смс-сообщения, пишите ребёнку не только контролирующие письма («Не забудь полить цветы!», «Ты сделал уроки?»), но и что-нибудь приятное, сообщайте какие-то свои новости, советуйтесь с ребёнком по различным вопросам. Таким образом, вы создадите атмосферу доверия в своей семье. Родительский авторитет для подростка ослабевает, поэтому старайтесь стать для ребёнка другом, подростку необходимо именно дружеское участие родителя (т.к. они уже не дети, но ещё и не взрослые).

Создавайте благоприятный психологический климат в семье, чтобы ребёнок не боялся и не стеснялся рассказывать вам всё, что с ним происходит. Разрешайте ребёнку приглашать его друзей в гости, чтобы видеть с кем он общается, чтобы ребёнок был у вас на виду, чтобы чувствовал, что его дом открыт для него самого и его друзей, чтобы ему не приходилось искать места, где провести время с друзьями.

Внушайте детям, что их безопасность в их же руках, что многое зависит от их собственного поведения.

Детям очень важно получить разрешение от родителей активно действовать в опасной ситуации. Вы, может быть, это подразумеваете, но никогда не озвучивали это ребёнку и ребёнок постесняется закричать, позвать на помощь в опасной ситуации. Поскольку родители постоянно твердят детям о том, что нужно тихо себя вести в общественных местах, уважительно относиться к старшим, эти установки укрепляются в сознании ребёнка, и когда ему грозит опасность от взрослого человека, ребёнок не может перебороть страх нарушить запреты родителей. Хоть ребёнок и осознаёт, что ситуация в данный момент складывается так, что он должен защищаться от агрессивного взрослого, в подсознании крепко сидят родительские запреты и наставления: взрослых нужно слушаться, вести себя надо прилично. Поэтому, родители должны проговорить ребёнку правила поведения в критической ситуации: постороннего взрослого (если он просит, требует что-то) не только можно не слушаться, но и нужно ответить категорическим отказом. Проговорите ребёнку, что если на улице взрослый человек просит ребёнка проводить его, показать дорогу, пойти куда-либо, чтобы в чём то помочь и т.д., то нужно ответить отказом (дорогу можно объяснить на словах, к помощи привлечь прохожих). Если ребёнок чувствует, что этот взрослый странно себя ведёт, если ребёнка что-то насторожило, нужно избежать общения с этим человеком (и это не будет невежливо, это меры безопасности).

Часто подростки ищут себе приключения сами, если в их жизни им не хватает ярких впечатлений. Поэтому нужно предоставлять подростку возможность эти впечатления получить (в походах, различных мероприятиях). Спортивные секции помогают ребёнку и получить впечатления и с пользой провести свободное время, а не потратить его на «всякие глупости».

Группа риска.

Какие подростки чаще попадают в опасные ситуации?

В первую очередь это, конечно, дети из социально неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками, постоянно скандалят друг с другом, применяют физическое насилие. Дети в таких семьях видят отрицательный пример для подражания. Часто эти дети предоставлены самим себе, они с неохотой идут домой, предпочитают проводить время на улице, приобретают вредные привычки (курение, употребление алкоголя), заводят сомнительные знакомства. Опасности для этих детей часто исходят от их же семьи: родители применяют физические наказания, дети подвергаются сексуальному насилию. Матери при этом остаются в неведении или закрывают глаза на эту ситуацию, как бы не замечают ничего особенного. Ребёнок не всегда может пожаловаться прямо, но какие-то тревожные сигналы внимательная мать обязательно заметит. Внешне такая семья может выглядеть и вполне благополучной.

Влияние различных стилей воспитания.

При гиперопекающем стиле воспитания, родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Гиперопека воспитывает покорность, безволие, беспомощность, формирует зависимость от чужого мнения, а также негативного влияния других людей.. Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома.

Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Неуверенные в себе подростки (особенно мальчики), подростки с низкой самооценкой пытаются самоутвердиться, заработать уважение сверстников, совершая рискованные действия. Подростки провоцируют друг друга на совершение рискованных действий. Например, один ребёнок заявляет другому, что тот трус и в возникшей словесной перепалке предлагает доказать обратное, например, пройти по краю крыши. В эмоционально заведённом состоянии ребёнок бросается доказывать свою смелость. Низкая самооценка толкает ребёнка на различные опасные поступки.   Из стремления быть принятым группой, быть не хуже других, привлечь внимание, испытать себя в ситуации риска подростки переплывают водоёмы, катаются на угнанных мотоциклах, забираются в заброшенные дома, подвалы, чердаки.

Задача родителей – научить ребёнка конструктивным способам самоутверждения: через творчество и спортивные достижения, помощь другим, взаимовыручку и взаимоподдержку, продуктивную деятельность (благодаря которым человек может переживать ощущение своей самоценности, значимости, которое поддерживается позитивным отношением окружающих).

Заключение:

Дети – это не только наше будущее (как принято говорить), но и наше настоящее – наша радость, наше счастье. Безопасность и благополучие ваших детей в ваших руках. Надеемся, что данные рекомендации помогут обеспечить безопасность вашему ребёнку

 

 

 

 

Если ребенок ушел из дома (рекомендации родителям):

  • Не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», полиции.
  • Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу.
  • Выясните, кто видел его и общался с ним.
  • Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми.
  • Если вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один – побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт.
  • Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
  • Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
  • Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
  • Помогите ребенку в восстановлении прерванных связей – с возвращением на учебу, работу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Ребенок воспримет это как оказание доверия. И всегда помните, что ваш ребенок больше, чем вам, никому не нужен.
свернуть

Памятка родителям о половом воспитании «Разговор с ребенком»

ПАМЯТКА

родителям о половом воспитании «Разговор с ребенком»

Мама и папа должны просвещать ребенка в вопросах полового воспитания. Если этого не делать, то ребенок найдет информацию у подруг или у друзей, а она может быть неправильна. Это, конечно, очень деликатная тема, и нет готовых рецептов, советов.

Но некоторые моменты родителям необходимо знать:

Первое условие успешности таких бесед - полное доверие и уважение подростка в отношениях с родителями.

Второе условие: необходимо вести разговор наедине с подростком. При этом с мальчиком должен вести разговор отец, с девочкой - мать.

Третье условие: начиная беседу, не нужно пытаться сразу выложить всю физиологию полового созревания. Такая поспешность только насторожит ребенка, и он может подумать: с чего это вдруг решили меня просвещать? Лучше, если такой разговор начнется как бы невзначай, легко и непринужденно.

Для начала надо деликатно сказать несколько фраз, например: «Я вижу, что с тобой происходит, я готов (а) помочь тебе, разъяснив и дав совет».                              .                                                                                                                          

Задача беседы - расположить к себе ребенка, уменьшить его стеснительность, настроить его так, чтобы он, не стесняясь, мог задавать вопросы.

Если эта задача успешно решена, то через несколько дней разговор может быть продолжен в последующих беседах. Подростку надо дать основные сведения о строении половой сферы, назначении ее отдельных органов, об особенностях их развития. Отдельно следует остановиться на двух основных функциях половых желез: образовании половых клеток, выделении в кровь гормонов и обусловленности ими таких явлений у мальчиков, как эрекция, а у девочек - менструация. При этом необходимо подчеркнуть значение и необходимость соблюдения личной гигиены. Девочки должны усвоить следующие правила: в период менструаций следует не допускать переохлаждения (тепло одеваться), ограничить раздражающую пищу, уменьшить физическую нагрузку, соблюдать правила туалета (подмывание). И мальчиков надо учить содержать в чистоте наружные половые органы.

Подростки в период полового созревания могут проявлять любопытство к сексуальной сфере.

Это происходит потому, что ребенок осознает суть физиологических отношений между мужчиной и женщиной, которые вызывают у него повышенный интерес в связи с процессами созревания, происходящими в организме.

Сейчас стала доступной информация о сексе, по телевизору показывают передачи, кинофильмы, где присутствуют откровенные сцены. Родителям необходимо контролировать, что смотрит, что читает их ребенок. 

свернуть

Что является сексуальным насилием над детьми

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие
между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок
сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:
1. ласка, эротизированная забота;
2. демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной
стимуляции взрослого;
3. изнасилование или растление, орально-гинетальный контакт;
4. сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
5. проституция.
ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки
1. Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.
Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок
резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт.
Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует
стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в
силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и
выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное
время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит
игнорирования.
2. Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на
несколько лет назад.
Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.
Приведем примеры такого поведения:
 ребенок снова начинает писаться по ночам;
 ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то
причин.
3. Кошмары и иные расстройства сна.
Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и
не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш
ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не
ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете
его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо
предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.
4. «Подозрительные» игры.
Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают
случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких
случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что
девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не
иную форму.
5. Резкая перемена характера.
Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно
угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни:
другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш
превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного
ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.
6. Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.
Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для
него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным
человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки
спрятаться, оцепенения, плача, крика.
7. Телесные повреждения.
Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:
 боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта,
влагалища и ануса);
 боль при мочеиспускании и испражнении;
 синяки вокруг гениталий;
 синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.
8. Нормы сексуального поведения для ребенка.
Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение
малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:
 использование ребенком исключительно простого, образного детского языка
при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на
поверхности куклы или игрушки;
 проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;
 касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к
устройству своего тела.
ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось
1. Безопасность.
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное
насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для
ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной
среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо
никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том,
что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут
за собой никаких негативных последствий для ребенка.
2. Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная
неприкосновенность.
Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно
начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать
следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные
манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими
интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны
прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и
выражения, знакомые вашему ребенку.
3. Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу/
малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали
причиной происходящего разговора.
К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом
на тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы
узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.).
Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать
конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный
человек причиной перемен в поведении.
4. Секрет.
Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило
(происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью
сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не
рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну
– это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».
5. Поддержка.
Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна
лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации.
Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не
подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность
однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом
вам, родителям.
ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита
1. Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в
отношении несовершеннолетнего.
Перечислим преступные действия:
1. вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту)
в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта
согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
2. разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью
удовлетворения персонального сексуального желания;
3. принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого
ребенка) интимным местам;
4. демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение
ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными
манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
5. демонстрация ребенку порнографических изображений;
6. фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.
2. Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.
С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к
которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при
объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются
нижним бельем, купальником и т.д.».
3. Обращение в милицию или Следственный Комитет.
Схема действий:
1. наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается
ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;
2. в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат
написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка
преступления;
3. в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил
ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где?
Как?».
Последствия
1. Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций
человека.
Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после
ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и
разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту
ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим
воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов,
инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления
наркотиков, алкоголя, депрессии. В 1,7 раза увеличивается риск возникновения
онкологических заболеваний.
2. Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также
высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно
опасно для мальчиков.

свернуть

Как уберечь ребенка от насилия

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

свернуть

Преступления против половой неприкосновенности

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси.
    К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст. 166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК), развратные действия (ст. 169 УК), понуждение к действиям сексуального характера  (ст. 170 УК) и др.
  Профилактике данной категории преступлений уделяется особое внимание. Особую озабоченность вызывают преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних. Так, на территории Борисовского района за истекший период 2014 года  по ст. 168 УК Беларуси возбуждено и направлено в суд три уголовных дела. К слову, ст. 168 УК Беларуси предусматривает ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Квалификацией содеянного по ст. 168 УК охватываются половое сношение или другие действия сексуального характера в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего). Таким образом,  совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18- летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст. 168 УК Беларуси. При этом субъектом данного преступления может быть лицо любого пола, достигшее 18-летнего возраста, ему должно быть известно о возрасте потерпевшей (потерпевшего). Если лицо заблуждается в возрасте потерпевшей (потерпевшего), то в случае доказанности ошибки ответственности оно не несет. В противном случае санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания  — ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
     Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения (ст. 26 УПК), т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению  в случае примирения сторон. Таким образом, даже заключение брака между указанными лицами не является основанием для освобождения от уголовной ответственности.

свернуть

Как защититься от буллинга

Буллинг вызывает у жертвы переживания, чувства страха, вины, стыда, отчаяния, ненависти и беспомощности. Не редки случаи, когда факты травли скрываются и жертва терпит постоянные нападки агрессора.

Зачастую лицо-агрессор не ищет никаких оснований, чтобы отпустить очередную издёвку в адрес беззащитного, таким образом самоутверждаясь. Найти достойного оппонента, который способен постоять за себя – дело неприятное, ведь попытавшись оскорбить или затравить его, очень быстро можно оказаться поставленным на место, именно поэтому жертвами становятся беззащитные подростки. Из словесных оскорблений травля перерастает в физическое насилие и откровенное унижение личности.

Как пример можно привести ситуацию, недавно случившуюся в общежитии одного из учреждений образования Бреста.

Обычный вечер в общежитии: ребята готовятся ко сну, воспитатели проверяют, все ли студенты вернулись с прогулок. В общежитии одного из учреждений образования Бреста воспитатель обратила внимание на 17-летнюю девушку, которая находилась в состоянии паники и истерики. После выяснения обстоятельств было установлено, что она стала жертвой нападок со стороны сверстниц. 

4 мая трое девушек (двум по 16 лет, третьей - 15) на глазах у других учащихся, демонстрируя свое физическое превосходство, наносили потерпевшей удары по различным частям тела, причиняли ей моральные страдания, оказывали психологическое воздействие, при этом снимали происходящее на камеру мобильного телефона. 

В отношении троих девушек Брестским межрайонным отделом Следственного комитета возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.339 (хулиганство, совершенное группой лиц) Уголовного кодекса Республики Беларусь. Устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Из этой истории можно сделать вывод, что буллинг – это систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства силы участников.

Признаки буллинга – это намеренность, регулярность и что самое заметное, неравенство силы. Без поддержки себе подобных агрессор – это слабая личность, не способная самостоятельно решить свои проблемы и утвердиться перед сверстниками положительными поступками, достойными уважения. Занять положение в социальной группе с помощью хорошей учёбы, положительных моральных качеств или ввиду организаторских способностей – намного сложнее, чем находясь в окружении личностей, готовых идти на поводу любого предложения, ставящего под угрозу моральное и физическое здоровье другого человека.

Часто обидчиков мучают проблемы в семье, а также проблемы личного характера. В таких случаях причинение вреда другим людям помогает снять эмоциональное напряжение и почувствовать себя более благополучным.

Как правило причины буллинга кроются в следующем:

  • борьба за лидерство;
  • агрессивность и виктимность;
  • наличие у агрессора психических или физических изъянов;
  • низкая самооценка;
  • зависть;
  • отсутствие предметного досуга.

Необходимо обращать внимание на следующие симптомы у ребенка:

  • неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
  • безосновательно отказывается идти в школу;
  • одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рожде­ния, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь ребёнку, ставшему жертвой буллинга:

  • прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;
  • убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга, сообщить об этом учителю и школьному психологу;
  • в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;
  • ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
  • успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми.

Если в отношении вас или вашего ребенка совершён противоправный поступок – немедленно сообщите об этом правоохраните

свернуть

Как уберечь ребенка от насилия

Виды и признаки насилия

ВИДЫ НАСИЛИЯ

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п. 

Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле.

Экономическое насилие  материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ

Физическое насилие – следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела, переломы или ушибы, следы ожогов.

Сексуальное насилие –сексуальное прикосновение к человеку без его согласия, принуждение человека раздеваться, принуждение вступать с ним в сексуальный контакт.

Психологическое насилие  постоянный крик и угрозы в сторону человека, ругань и использование неприличных слов, унижение, оскорбление человека, запугивание, установление контроля и т.п.

Финансовая эксплуатация – отказ в доступе к средствам к существованию, строгий финансовый контроль, неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег, утаивание доходов, использование банковской карты, когда пожилой человек не может ходить, экономическая зависимость от своего обидчика.

Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия. Как правило, сложно представить ситуацию, где агрессор применяет только лишь один вид насилия, зачастую жертвы страдают от одновременного проявления различных его видов. 

свернуть